kudav2 (kudav2) wrote,
kudav2
kudav2

И снова про Сергея Чудакова, но еще и про Высоцкого

В статье «Из комментаторских заметок», опубликованной в журнале «Литературный факт» №3, 2017 (http://litfact.ru/images/3-2017/LF-2017-3_293-306_Bogomolov.pdf ), филолог Николай Алексеевич Богомолов отметил сходство ситуации в песне Высоцкого "Ой, где был я вчера" со случаем, рассказанным Львом Прыгуновым о СЧ. Вот цитата:
<При всей типичности истории, воссозданной в стихотворении-песне с некоторым понятным гиперболизмом, нам представляется, что на ее возникновение более всего повлияла история, рассказанная актером Львом Прыгуновым, посвятившим свою книгу воспоминаний поэту Сергею Чудакову. Вот она: «Чудаков отличал Ольгу Бган; и в году 66-м, к их несчастью, они оказались вместе первого мая в ресторане Дома литераторов. После ресторана все поехали к Ольге Бган — они жили в доме у метро «Аэропорт» на одном из последних этажей. Там поддали еще, а Сережа заснул на диване. Ребятам надо было куда-то сходить на полчаса, и они, не разбудив Чудакова, решили его оставить на время у себя и закрыли квартиру на ключ. В это время начался салют в честь Первомая, который его тут же разбудил. На Чудакова — я это заметил уже давно — очень возбуждающе действовали громкие звуки и особенно его собственные крики. И тут салют плюс алкоголь сделали свое дело — у Сережи поехала крыша, и он после каждого залпа с криком:“Да здравствует Первое мая!” с балкона стал выкидывать на заполненный людьми тротуар все вещи, которые попадали ему под руки: телевизор, книжные полки, торшеры, чемоданы, столы и тумбочки; он успел выкинуть диван, на котором спал, и даже холодильник, и все это время дико хохотал и кричал: “Да здравствует Первое мая!” Милиция взломала входную дверь только когда в квартире уже почти ничего не осталось, а Сережа тащил к балкону снятую с петель кухонную дверь... Обо всем этом Сережа рассказывал мне в лицах и мизансценах, очень довольный собой. А у ребят-актеров была самая настоящая трагедия...»
12 Прыгунов Лев. Сергей Иванович Чудаков и др. (Из частных хроник 60-х, 70-х, 80-х и 90-х). М., 2011. С. 160–161. Ольга Павловна Бган (1936– 1978), актриса театра и кино>
Попробую поспорить с мнением автора статьи, для начала рассмотрев конкретные события из песни с точки зрения их упоминания и/или соответствия истории про СЧ.

Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей!
То есть, для лирического героя песни история закончилась почти полной амнезией, в то время как СЧ, со слов Льва Прыгунова, прекрасно помнил по крайней мере то, у кого он был в гостях: "Обо всем этом Сережа рассказывал мне в лицах и мизансценах, очень довольный собой.". Вывод - не соответствует.

Только помню, что стены — с обоями,
Ольга Бган на тот момент (скорее всего это 1 мая 1966) проживала в знаменитом "доме Гинзбурга" на Новинском бульваре на 5 или 6 этаже. О наличии или отсутствии на стенах в квартире обоев сведений не имеется. Вывод о соответствии или несоответствии сделать невозможно.

Помню — Клавка была, и подруга при ей, –
О полном составе компании сведений не имеется. Вывод о соответствии или несоответствии сделать невозможно.

Целовался на кухне с обоими.
В квартирах 5-6 этажей "дома Гинзбурга" кухня не была предусмотрена - только небольшая ниша с двухкомфорочной плитой в проходе из гостиной в спальню. Вывод - не соответствует.

А наутро я встал –
Мне давай сообщать,

См. выше про посталкогольную амнези. Вывод - не соответствует.

Что хозяйку ругал,
Всех хотел застращать,
Будто голым скакал,
Будто песни орал,
А отец, говорил,
У меня — генерал!

СЧ, исходя из имеющихся сведений о стиле его поведения в состоянии опьянения (соответствующие факты можно найти в сообществе http://sergey-chudakov.livejournal.com/), вполне мог осуществить все эти действия, кроме того, его отец был отставным полковником НКВД, что соответствовало армейскому званию генерал-лейтенанта (см. там же). Вывод - соответствует.

А потом рвал рубаху и бил себя в грудь,
Говорил, будто все меня продали,

Типическое почти для любого сильно выпившего поведение. Вывод - соответствует.

И гостям, говорят, не давал продыхнуть –
Донимал их блатными аккордами.

СЧ не играл на гитаре. Вывод - не соответствует.


А потом кончил пить –
Потому что устал, –
Типическое почти для любого сильно выпившего поведение. Вывод - соответствует.

Начал об пол крушить
Благородный хрусталь,
Лил на стены вино,

В истории СЧ нет никаких данных о чем-то подобном - только о выбрасывании предметов из окна. Вывод - не соответствует.
А кофейный сервиз,
Растворивши окно,
Взял да выбросил вниз.

См. выше. Вывод - соответствует.

И никто мне не мог даже слова сказать.
Но потом потихоньку оправились, –
Навалились гурьбой, стали руки вязать,
А потом уже — все позабавились.

Согласно истории СЧ - он был один в закрытой снаружи квартире. Вывод - не соответствует.

Кто — плевал мне в лицо,
А кто — водку лил в рот,
А какой–то танцор
Бил ногами в живот...
Молодая вдова,
Верность мужу храня, –
Ведь живем однова –
Пожалела меня.
И бледнел я на кухне разбитым лицом,
Делал вид, что пошел на попятную,
«Развяжите, — кричал, — да и дело с концом!»
Развязали, — но вилки попрятали..

См. выше. Вывод - не соответствует.

Тут вообще началось –
Не опишешь в словах, –
И откуда взялось
Столько силы в руках! –
Я как раненый зверь
Напоследок чудил:
Выбил окна и дверь
И балкон уронил.

Чтобы выбросить диван и холодильник из окна "дома Гинзбурга" - необходимо выбить раму, что непросто, но возможно ввиду применения при строительстве экспериментальных удешевленных видов бетона. Тем не менее, при скромных габаритах СЧ это скорее всего можно было сделать только в состоянии аффекта. Вывод - соответствует.

Ой, где был я вчера — не найду днем с огнем!
Только помню, что стены — с обоями, –

Повтор - см.выше. Вывод - не соответствует.

И осталось лицо — и побои на нем, –
Ну куда теперь выйти с побоями!

Сведений нет, но вполне типично, особенно в случае сопротивления милиции. Вывод - соответствует.

...Если правда оно –
Ну, хотя бы на треть, –
Остается одно:
Только лечь помереть!
Хорошо, что вдова
Все смогла пережить,
Пожалела меня –
И взяла к себе жить.

Как говорилось выше, СЧ всё помнил, угрызений совести не испытывал, со вдовой жить не стал. Вывод - не соответствует.
Таким образом, всего получается соотношение соответствует-не соответствует: 6 против 9, при 2 нейтральных случаях.

Вот, что осталось бы от песни, если из неё исключить все несоответствующие истории с СЧ строки:
...
Только помню, что стены — с обоями,
Помню — Клавка была, и подруга при ей, –
...
...хозяйку ругал,
Всех хотел застращать,
Будто голым скакал,
Будто песни орал,
А отец, говорил,
У меня — генерал!

А потом рвал рубаху и бил себя в грудь,
Говорил, будто все меня продали,
...
А потом кончил пить –
Потому что устал, –
...
А кофейный сервиз,
Растворивши окно,
Взял да выбросил вниз.
...
Тут вообще началось –
Не опишешь в словах, –
И откуда взялось
Столько силы в руках! –
Я как раненый зверь
Напоследок чудил:
Выбил окна и дверь
И балкон уронил.
...
Только помню, что стены — с обоями, –
И осталось лицо — и побои на нем, –
Ну куда теперь выйти с побоями!
...
В общем - осталось не так мало, как можно было бы подумать, исходя из соотношения соответствует-не соответствует. Получилась история попроще рассказанной Владимиром Семёновичем, но вполне правдоподобная для СЧ, тем не менее и "за кадром" осталось не так мало - вся лирическая линия, а также вопрос сложных взаимоотношений героя с остальной компанией.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что Высоцкий вполне мог быть осведомлен об истории СЧ, но при написании песни использовал и другие подобные истории, в том числе из личного опыта.
Tags: Бган, Богомолов, Высоцкий, Чудаков
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments